• Главная
  • Новости
  • Добавить место
  • Все места
  • Карта
  • Галерея славы
  • Правила
  • Войти
  • ×
    Войти
    Войти
    После входа в систему вы получите возможность добавлять места на карту, комментировать, голосовать ...

    ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ АФОН: СИЛА ПРАВОСЛАВНОГО ДУХА

    Красночикойский район
    02 июл 2020 в 23:53
    Местоположение
    Премьера этой долгожданной документальной ленты о человеке, причисленном Русской православной церковью к лику святых, состоялась в рамках VIII Забайкальского международного кинофестиваля. Речь идет о Варлааме Чикойском, основавшем 200 лет назад в некогда далеком и необжитом крае Российской империи Иоанно-Предтеченский монастырь, который еще называют Забайкальским Афоном.

    Духовный путь нижегородского инока
    Чудотворец Варлаам для забайкальской земли – фигура значимая и почитаемая. Издавна его имя вызывает уважение и интерес у всех, кто придерживается христианских заповедей и живет с верой в сердце.
    Как отметил на премьере фильма глава региона Александр Осипов, именно православие должно стоять во главе угла истинного возрождения Забайкальского края. И такие люди как Варлаам Чикойский призваны стать путеводной звездой на пути к этой благородной и жизненно важной цели.
    Заполненный до отказа большой зал кинотеатра «Бригантина» с упоением внимал словам ведущего фильма – известного российского киноактера Андрея Мерзликина, который с большого экрана поведал не только о судьбе одного из святых подвижников нашего края, но и с искренним восхищением раскрыл его природное совершенство, красоту и великолепие, первозданность которого в значительной степени сохраняется и поныне.
    - Я узнал о съёмках этого фильма, загорелся. Мне стало интересно рассказать о человеке, который сделал очень многое для расцвета православия в одном из отдаленных регионов на Забайкальской земле, - говорит Андрей Мерзликин.
    Как отметил актер, поработать в фильме его подвигли личность главного героя и красота Забайкальского края. «Да и что может быть прекраснее, когда твоя работа является не только профессиональной по сути, но еще и вызывает огромное эмоциональное, душевное удовлетворение», - считает Андрей Мерзликин.
    Фильм «Варлаам» снят творческой группой при содействии телекомпании «Альтес». Автором сценария является Ирина Михайлишина, оператор-постановщик – Сергей Миртов, режиссер монтажа - Владимир Прокопьев, оператор воздушных съемок - священник Александр Тылькевич. Продюсер – Александр Бирюков.
    К слову, Ирина Михайлишина – человек в нашем крае известный. В первую очередь – своей активной гражданской позицией. Как талантливый православный тележурналист, известна она и за пределами Забайкальского края – в ноябре 2018 года на XXIII Международном фестивале кинофильмов и телепрограмм «Радонеж» в Москве её фильм «Дорога к Небу» получил специальный приз.
    Впрочем, речь сегодня не о регалиях, скорее - о том необъяснимом явлении, некоем состоянии души человека, заставляющем его совершать поступки, которые, на первый взгляд, как бы выходят за рамки привычного восприятия, но, тем не менее, несут в себе мощный христианский заряд, направленный не только на поиск пути праведного в этом противоречивом мире, но и на духовное, нравственное исцеление души человеческой.
    - Мы хотели проследить не столько историческую канву жизни святого Варлаама, сколько его духовный путь от простого крестьянина, через отшельничество к святости, хотели показать значение его духовного подвига, - рассказывает автор сценария Ирина Михайлишина.

    От идеи – к ее воплощению
    Основное место съёмки - Забайкальский Афон - монастырь, основанный Варлаамом почти два столетия назад в Красночикойском районе, где еще сохранились остатки фундаментов храмов, монастырские колодцы, древний склеп, могильные плиты, мельничный жернов, поклонный крест, остатки кельи святого.
    В советские времена обитель преподобного Варлаама была разрушена, но в начале 2000-х ее начали восстанавливать. Авторы надеются, что фильм найдет те горячие сердца, которые захотят помочь восстановлению древней обители в Чикойских горах.
    Съемки фильма начались в 2016 году. Основная часть их проходила на святом месте, где некогда был Иоанно-Предтеченский монастырь и в селе Урлук, где сохранились некоторые вещи, которые при жизни принадлежали Варлааму Чикойскому, в частности – кольчуга, с которой он никогда не расставался. Как известно, его жизнь неоднократно подвергалась опасностям, в него даже стреляли. Но именно кольчуга и спасла Варлаама. «Каким-то чудом раритет сохранился до наших дней, сейчас он в музее школы села Урлук», - рассказывает оператор-постановщик Сергей Миртов.
    Работать над фильмом, по признанию его создателей, было сложно, но интересно. Лента состоит из множества эпизодов, интервью и реконструкций событий. Изначально предполагалось в образе преподобного Варлаама снять наместника чикойского монастыря иеромонаха Евстафия, но он сразу отказался, предложив вместо себя трудника Михаила, который появился в монастыре за две недели до съемок.
    Задача творческой группы состояла в том, чтобы снять глубокий и яркий документальный фильм о забайкальском святом, человеке, который сделал, казалось бы, невозможное - в труднодоступной Чикойской тайге, с Божьей помощью основал монашескую обитель, к которой и спустя два века тянутся - душой и сердцем - сотни паломников, вдохновленные примером преподобного Варлаама. Пример этот учит нас добру, милосердию, мужеству, бескорыстию, бесстрашию, любви.
    Факты из жизни чудотворца, его духовного становления и возрастания переплетаются в фильме со страницами истории края начала XIX века, с потрясающими красотами забайкальской природы и свидетельствами людей нашего времени о реальной помощи по молитвам к преподобному Варлааму.
    Главная цель фильма, по мнению авторов, - не только рассказать об удивительном человеке, но и помочь отдаленному монастырю в Чикойских горах. Расположен он в скалистой местности, добраться туда непросто. Но люди всегда ходили к монастырю. После обретения мощей, жители установили большой поклонный крест, построили часовню, обустроили место упокоения и все мечтали, чтобы здесь появился свой священник. Упования жителей сбылись. В 2016 году было учреждено архиерейское подворье, назначен наместник иеромонах Евстафий, есть послушники и трудники. Братия расчищают территорию, обустраивают дороги, молятся. Духовная и светская власть в районе работают над строительством храма.
    В противовес бытующего в обществе мнения, что в наше время запрос идет исключительно на всевозможные «стрелялки-догонялки» и прочие незамысловатые сюжеты, имеющие целью заполонить времяпрепровождение людей, забайкальская съемочная группа создала совершенно иной фильм –рассчитанный на людей с интеллектом, тех, для кого созидание и единение Руси – не пустой звук, а мощный духовный посыл.
    - Хочется, чтобы доброго, глубокого и духовно полезного кино в нашем мире было больше, чем разрушительного, несущего лишь разлад и смятение - отмечает Ирина Михайлишина.
    Кинолента создана по благословению митрополита Читинского и Петровск-Забайкальского Димитрия. Снимались в ней не только мирские актёры, но и православные священники.
    - Жизнь святого Варлаама Чикойского – это подвиг, который возможен ради любви к ближнему и Отчизне, - отметил митрополит Димитрий.
    Отрадно, что Забайкальский край становится одним из центров киноиндустрии нашей страны. Ведь одно дело – принимать кинофестиваль, пусть даже международный. И совсем другое – снимать собственное кино, своими силами и на местном материале. И это вдвойне прекрасно, потому как наш край изобилует не только известной во всем мире дальневосточной тайгой и суровым сибирским нравом, но, в первую очередь, славен его людьми, среди которых и преподобный Варлаам Чикойский.
    На вопрос: «Что снять проще - игровой фильм или документальный?» Ирина Михайлишина дипломатично отвечает, что зависит это от поставленной задачи и самого материала. Но все же думается, что ответ лежит на поверхности – документальная лента, будь она в формате короткого метра или полномасштабная, - это, прежде всего, ответственность. Здесь невозможны допуски и художественное воображение, повествование должно строго соответствовать фактам и следовать историческому предначертанию.
    - Я хочу выразить благодарность всем неравнодушным людям, фирмам и организациям, которые нам помогали. Среди них АО «Корпорация развития Забайкальского края», ООО ПСФ «Ардис», АО «Коммунальник», ГК «Вектор», ИП Игнатьев Н.А., ЗАО «Забинком», Студия “Audio-Production.ru”. А также лично – Марии Тимошенко, Елене Токаревой, Алексею Коваленко, - говорит автор сценария.
    Для верующих людей важно, чтобы монастырь возродился. Именно поэтому творческая группа и задумала этот фильм. Во-первых, чтобы рассказать о подвижнике Забайкалья и его монастыре. Во-вторых, чтобы призвать всех неравнодушных людей помочь восстановить уникальную обитель, созданную преподобным Варлаамом.
    От крестьянина до чудотворца
    История жизни Варлаама Чикойского, обретшего святость в православном мире, столь же удивительна, сколь и его благие дела. Родился он в 1774 году в селе Маресево Лукояновского уезда Нижегородской губернии.
    По происхождению Василий Надежин был из дворовых крестьян князя Воронцова. По достижению совершеннолетия женился на Дарье Алексеевой, тоже крепостной Воронцовых. Брак их был бездетным. Видя в этом Промысел Божий, они брали на воспитание сирот, растили их, устраивали их жизнь.
    Стремление к подвижничеству у Василия сначала проявлялось в том, что он паломничал по разным обителям. Окончательно в своем жизненном выборе утвердился на примере преподобного Серафима Саровского, а также благодаря духовным наставлениям игуменьи Казанского монастыря города Касимова Елпидифоры. Под их влиянием и решил он стать на путь иноческого жития.
    В 1810 году Василий Федотович был на богомолье в Киево-Печерской лавре, хотел было пожить здесь, но факт отсутствия у него удостоверяющих личность документов стал достоянием гласности для светских властей. Надежин был признан «бродягою» и выслан в Сибирь на поселение. На три года растянулся путь до Иркутска…
    Первые годы своего пребывания в Сибири Василий Надежин проживал при храмах, исполняя послушания трапезника, просфорника, сторожа. Будучи достаточно грамотным, брал на обучение детей.
    В городе Кяхте встретился со священником Аетием Разсохиным, отличавшимся смирением, благочестием, делами милосердия. По благословению этого духовно опытного священника в 1820 году Василий уходит в Чикойские горы - в «дальние дали», избрав для себя нелегкую, но благородную судьбу отшельника.
    Покинув привычный цивилизованный мир, оказался в необжитых местах Забайкалья. Поселившись в семи верстах от селения Урлук, Варлаам срубил келью, здесь он молился и переписывал церковные книги. Поставив деревянный крест во освящение места и в ограждение себя от силы вражией, предался он богомыслию, молитве и подвигам поста и смирения.
    Таинственен и непостижим путь монаха. Трудности и лишения, жизнь в глухой тайге, несправедливости от властей не сломили преподобного Варлаама. Смирением, терпением, любовью к людям он стяжал святость и ныне пред Богом ходатайствует за весь Забайкальский край.
    Много искушений пришлось пережить в первые годы отшельничества: суровый климат, скудное пропитание, дикие звери, разбойники.
    Спустя четыре года на пустынника наткнулись охотники, а вскоре молва о благочестивом старце распространилась среди местного населения. Пустынь стали посещать паломники, в том числе и живущие неподалеку староверы. Молитвами Василия Надежина, трудами и средствами первых паломников была сооружена часовня, закуплены колокола, приобретены богослужебные книги.
    Весть о пустыннике дошла до епархиального начальства. В 1828 году по предписанию владыки Михаила, епископа Иркутского, настоятель Троицкого Селенгинского монастыря иеромонах Израиль постриг Василия Надежина в монахи с наречением имени Варлаам.
    Владыка Михаил, видя духовную силу монаха Варлаама, благословил «устроение Чикойского скита на твердом основании»: соорудить в скиту храм, руководить собранной братией, проводить миссионерскую работу среди монгольского, бурятского и старообрядческого населения.
    Приняв монашеский постриг, Варлаам занялся миссионерской работой: крестил язычников, обращал старообрядцев, иноверцев к православию. Его трудами было обращено к истинной вере около 5000 иноверцев. Также исцелял он больных, помогал страждущим. Основал духовное училище, участвовал в строительстве нескольких церквей. Постепенно возле кельи святого сформировался Чикойский Иоанно-Предтеченский монастырь, прозванный Забайкальским Афоном.
    Светоч Православия на земле Забайкальской
    В 1835 году скит был официально признан как заштатный и назван в честь Рождества Иоанна Предтечи. Об учреждении Чикойского скита сообщили «Московские ведомости», и потекли пожертвования на строительство храма. Особо почитал старца Варлаама и его скит архиепископ Нил, которым Варлаам был возведен в сан игумена.
    В январе 1846 года он совершил последнее свое миссионерское путешествие. Вскоре он почил и был погребен близ главного храма обители.
    К его могиле сразу же началось паломничество, и потому вскоре над местом его упокоения была воздвигнута часовня. Варлаама чтили настолько, что даже в годы безбожия жители окрестных сел ходили крестным ходом к развалинам монастыря.
    Преемники игумена Варлаама продолжали начатое старцем дело: приводили к принятию Православия старообрядцев, бурят, магометан, иудеев, занимались обустройством обители.
    К началу XX века обитель разрослась: три деревянных храма в самом монастыре, школа при монастыре, а также Пантелеимоновский скит с церковью на Ямаровских водах. Однако в 1915 году монастырь прекратил существование из-за исчезновения в колодцах воды. Монахи были переведены в Новоселенгинский монастырь.
    Наступили новые времена. Окончательно обитель была уничтожена в 30-е годы прошлого века. Поборники атеизма вырубили даже аллеи из кедров и елей. Монастырские иконы, которые не успели забрать и спасти местные жители, вывезли и сожгли на окраине леса.
    К упадку обитель привело то духовное и нравственное обнищание российского общества на рубеже XIX–XX веков, которое стало причиной событий 1917 года, а позже – убийства царской семьи, массовых расстрелов пастырей и православных мирян.

    «Сие место прославилось…»
    Но была жива народная память почитания святого места и святынь монастыря. Несмотря на запреты власть имущих, ходили верующие к заброшенному Чикойскому монастырю, дабы поклониться святыне, набрать святую воду из монастырских колодцев, помолиться о здравии своих родных, об урожае, о заступлении от бед. Отправлялись группками и поодиночке, пешком, на лошадях, а иногда и на машинах. Со временем селяне заметили, что у тех, кто каждый год ходит на «Споручницу», и дом полон, и дети здоровы, и в огороде все растет.
    Преподобный Варлаам – один из немногих подвижников, стяжавший святость, живя непосредственно в Забайкалье.
    В 2002 году по решению Святейшего Синода в Чикойские леса отправилось духовенство Читинской и Забайкальской епархии во главе с епископом Евстафием. Необходимо было обрести мощи святого подвижника. Уверенность их в том, что место упокоения его будет отыскано, основывалась на жизнеописании пустынника Варлаама, составленного епископом Мелетием.
    В настоящее время мощи преподобного Варлаама находятся в кафедральном соборе в честь Казанской иконы Божией Матери в Чите.
    Многовековой опыт свидетельствует - монастыри и храмы России, в которых находились мощи святых, сохранились, несмотря на войны, смуты, гонения, и действуют до сего времени. Верится, что молитвами и заступничеством преподобного Варлаама Чикойского Господь охранит город Читу и все Забайкалье от врагов видимых и невидимых.

    Добровольный уход: особое состояние души
    Бывают минуты, когда все то лживое, мелкое, пошлое, из которого состоит главным образом мирская жизнь, начинает настолько претить душе, что она рвется из обычных уз, от людей в неведомую даль. Ей хочется ходить там, где не ступает нога другого человека, где в ненарушимой тишине можно насытиться тихим сияниям ночного неба и… думать о Создателе.
    Принято преклоняться перед глубоко личными, исключительно целенаправленными чувствами. Есть люди столь великой искренности и столь глубокого сердца, что все живущее заслонено для них одним - всякую минуту тяжелые капли Божественной Крови падают над ними из-под терна, растерзавшего Божественное чело.
    Что странного в том, что в таком состоянии духа эти люди - не жильцы среди суетного светского мира? Вместо всего разнообразия речи человеческой они повторяют лишь одно слово, выше которого для них нет ничего во Вселенной, и в котором они заключили всю свою любовь и все свои надежды. Слово «Христос» - вот единственное возможное призвание этих людей. Они бегут от мира, чтобы приобрести Христа. А мир бежит за ними, чтобы через них приблизиться к Христу.
    Русской душе особенно понятен подвиг пустынника. Едва появившись в России, христианство, как весна водами половодья, наводнило дебри этими «небесными человеками, земными ангелами». Никакие внешние препятствия, никакие тягости северного климата не могли уменьшить этой распалявшей русскую душу жажды «пустыни».
    Чуть христианство утвердилось прочно на святых горах киевских, тут же является великая рать бессмертных иноков с родоначальниками своими - преподобными Антонием и Феодосием. То были первые жаворонки, певшие Руси весну ее православия над зеленевшими всходами ее веры.
    Монашеский подвиг не представляет собой какого-нибудь насилия над человеческой природой, а является вполне естественным состоянием для многих людей, имеющих особый душевный склад. Во все века на разных ступенях общественной жизни, среди разных положений находились люди, которые посвящали все свои силы на всецелое и исключительное.
    Слишком тонка духовная организация этих людей, слишком глубоко уходят они в то невидимое миру, но обогащающее его прекрасными помыслами своей души состояние. Интерес к чему-то возвышенному может до такой степени охватить человека, что все иное в жизни, кроме этого интереса, будет казаться ему как бы несуществующим.
    Одна жизнь - мирская, где среди рутины общественных обязанностей люди ищут спасения путем соблюдения Заповедей. Другая жизнь - обособленная, при которой, отрекаясь от забот мирских, человек предается исключительно деятельности религиозной и старается дойти до совершенства исполнением высших указаний Евангелия.
    Таких людей совсем немного и не каждый выдерживает - поэтому и называют их героями веры. Но кто идет, тот знает, что его там ожидает. Еще называют таких людей подвижниками. Они возвращаются в итоге, когда личность преобразована настолько, что можно учить и помогать людям.

    Почему человек становится отшельником?
    Отшельничество, сознательный уход от людей, отказ от всех благ цивилизации всегда интересовали простых смертных. Человек создан для жизни среди себе подобных. Вопреки расхожему мнению, что без общества, друзей, родных и близких, происходит неизбежная деградация, история доказывает обратное – нередко отшельники становились святыми людьми, приносили всемерную пользу людям, ярким примером чему служит образ святого Варлаама Чикойского.
    Люди, которые становятся отшельниками, удивительно сбалансированы и гармоничны внутри: они не нуждаются в материальных благах, в миллионах, в соревнованиях кто лучше, они не жаждут самоутвердиться, у них отсутствуют комплексы, нет амбиций и честолюбия, у них чрезвычайно развито чувство внутреннего достоинства, им претят интриги, агрессия и прочие негативные человеческие качества. Общество интуитивно чувствует внутреннее величие таких людей.
    В силу своих убеждений они отвергли все мирское и решили порвать с обществом. У них совершенно иное отношение к жизни, другое представление о роли человека в этом мире, неприязнь к различным соблазнам, излишествам и утехам. К слову, первым отшельником среди христиан стал Павел Фивейский, который порвал с обществом и стал жить вдали от него из-за преследований римского императора Деция.
    Если человек не разделял общего мнения, то во избежание преследований со стороны властей, он зачастую становился отшельником. Человек создавал свой собственный мир, со своими законами, в котором он был полновластным хозяином.
    И сегодня есть люди, которые стараются жить по своим убеждениям, отличным от тех, которыми руководствуются окружающие. У них свое понимание мира, свои жизненные принципы, своя вера. В том, что делает общество, они не хотят участвовать, отрекаются от него и уходят в глухие места, где их никто не потревожит. Вот только их подвижническая деятельность и позитивная роль не всегда равноценна и однозначна.
    Если говорить о дне сегодняшнем, можно с уверенностью сказать, что понятие это сильно трансформировалось. В наше время добровольный отказ от таких благ, как интернет или вкусная пища, уже может считаться великим подвигом, к которому способны единицы. Чего уж там говорить о настоящих отшельниках, труд которых на этом поприще теперь уже сообразен с отказом от жизни на Земле.

    Сила православной веры
    Если коротко, сила христианства заключается в истине. А истины, предложенные христианством, просты и доступны каждому. По большому счету суть православного вероучения заключается всего лишь в одной фразе – «Поступайте с другими людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами».
    Кроме того, христианство даёт каждому человеку надежду - на счастье, на прикосновение к чему-то более высокому и светлому. Глубоко в душе каждый из нас хочет быть чище и лучше. И христианство нам такую возможность предоставляет. Сила христианства в том, что ни один из его постулатов или заповедей нельзя опровергнуть. Они истинны.
    Православие – дар Божий русскому народу. Православие – путь к совершенству. Только, к сожалению, не все понимают, какой потенциал жизни и здоровья - как духовного, так и телесного - заложен в православной вере. Не потому ли в России, которую уже невозможно представить без храмов с золотыми куполами и колокольного благовеста, ныне усиленно пропагандируются экзотические системы самосовершенствования и оздоровления, типа йоги, цигуна и прочего?
    Когда поляки осадили Троице-Сергиеву Лавру, они были уверены, что иноки через месяц-другой сдадутся, обессилев от голода. Они не ведали о великих традициях изнурения плоти, которыми славилось русское монашество. Больше года стояла Лавра в осаде, почти не имея еды и питья. Пока, наконец, не обессилели сами поляки. Это была победа православного Духа.
    В Великую Отечественную войну наш народ также не утратил Духа Православия, потому наши воины сражались тогда, когда не выдерживали зимней стужи так называемые «сверхчеловеки», когда теряли терпение наследники рыцарей. Скромные труженики ратных полей, привыкшие довольствоваться малым, и здесь одержали верх.
    Исконно христианские качества - смирение, любовь к ближнему, терпение, жертвенность – зачастую становились факторами неодолимой силы.

    …Не зарастет народная тропа
    После кончины игумена Варлаама в 1846 г., по его молитвам стали совершаться различные чудеса. В 1984 году решением Священного Синода его причислили к лику местночтимых святых. И поныне, по молитвам к преподобному Варлааму совершаются факты исцеления людей, помощи в житейских нуждах, утешения в скорбях. О некоторых из таких фактов повествуют в фильме люди, пережившие эти удивительные явления.

    P.S.
    Мнение зрителя
    - В нашей жизни нужна какая-то опора, какой-то стержень, основа… Так вот христианство - как раз и есть этот стержень, который учит нас быть добрее друг к другу, к окружающим людям, ко всему миру. В этом - сила христианства. И этот фильм позволяет, как бы проецировать наше настоящее сквозь толщу веков, помогает всецело осознать, понять и принять все то светлое, что есть и должно быть в нашем обществе, - считает заместитель директора Забайкальской краевой универсальной научной библиотеки Ольга Нигаматуллина.

    Благодарность Заслуженного артиста
    Президент Забайкальского международного кинофестиваля Александр Михайлов поблагодарил создателей фильма за искренность и веру, которая способна придать нашему краю новое прочтение и осознание каждым своего истинного места в жизни и мире в целом.

    …Каждый, выходя из кинозала, вынес из него что-то свое, личное. Но однозначно одно – фильм «Варлаам», созданный забайкальскими кинодокументалистами, не оставил равнодушным никого. И это, пожалуй, главная заслуга его создателей. Вероятно, каждый из нас когда-то переживает некий момент истины. Думается, этот фильм и стал для многих именно таким моментом, когда наша душа получила самый настоящий духовный импульс очищения и преображения, понимания истинной роли человека в жизни и обществе в целом.

    Вадим Кругляк,
    член экспертной комиссии по вопросам культуры и гармонизации межнациональных отношений Общественной палаты Забайкальского края, член Союза журналистов России и Международной Федерации журналистов.
    Фото автора.
    Нравится
    ×